Историческая справка
Летопись дворца началась с первых десятилетий 18-го века. В 1712 году полководцу и дипломату графу Борису Петровичу Шереметеву была предоставлена часть земель на набережной Фонтанки. Император отдал Шереметеву эту территорию при договорённости, что тот возведёт здесь «хоромное строение». Тогда эта территория была достаточно сильно заболочена и именовалась «Безымянным Ериком». Однако постепенно на ней начали появляться постройки — деревянные, позже — каменные. Строительство первого основательного каменного сооружения на этой земле велось в 1730 году. Тогда на территории шли работы по рытью пруда: весь лишний грунт использовали для отсыпки Литейного проспекта, окаймлявшего участок. Именно на этой укреплённой части и поставили каменное здание, фасад которого выходил на проспект.
Возведение комплекса дворца Шереметевых заняло многие годы и привлекло к работам многих талантливых архитекторов. Так, на стыке 30-х и 40-х годов 18-го столетия здесь было построено здание дворца по проекту Г.Д. Дмитриева. Спустя десятилетие, в 1750-х годах, С.И. Чевакинский и Ф.С. Аргунов взялись за проектирование и возведение второго уровня этого сооружения.
В 1768 году Шереметев покинул Петербург после кончины супруги и дочки, но и после его отъезда строительство продолжилось. В конце 1780-х годов имение стало принадлежать наследнику — Николаю Шереметеву, но поселился он здесь на постоянной основе лишь в 1796 году. В период проживания здесь Николая в помещениях дворца был сделан ремонт и обновлена внутренняя отделка, а на участке были выстроены сараи для карет, летний домик, садовый павильон и обновлены бытовые флигели.

В первой половине 19-го столетия дворец унаследовал следующий представитель рода Шереметевых. Тогда ансамбль дополнился Больничным и Канцелярским флигелями, спроектированными Х. Мейером. Чуть позже был возведён Фонтанный флигель в три этажа с видом на набережную, а также Певческий, который предназначался для проживания участников хора капеллы Шереметевых. Ограда и ворота со стороны Фонтанки появились в 1838 году. Они были украшены крупным гербом семейства, на котором на латинском языке было нанесено «Deus conservat omnia», что значило «Бог сохраняет всё». В этот же период И.Д. Корсини переделал и многие интерьеры самого дворца. В 1867 году Н.Л. Бенуа пристроил к сооружению Северный флигель.
В 1870-х годах территория начала терять свою целостность: имущество разделили два основных наследника. В связи с этим часть строений была уничтожена для возведения новых. На участке появились пятиэтажные сооружения, помещения конюшен и манежа перестроили в концертный зал, который позже дал жизнь Драматическому театру на проспекте Литейном, а в 1914 году здесь появились павильоны для торговли, состоящие из двух этажей. Фонтанный дом стали использовать в качестве конторы для работы обществ различной направленности.
Революция вынудила последнего владельца из рода Шереметевых добровольно отдать дворец на национализацию. Первоначально в его стенах организовали музей, который знакомил с бытом дворян и с бытом крепостных. В основу экспозиции легли многие предметы из собрания самих Шереметевых. Однако этот музей просуществовал до 30-х годов 20-го столетия, после чего в здании были размещены различные организации, а многие экспонаты были уничтожены. Лишь часть из них попала в архивы Русского музея, Эрмитажа и библиотек Петербурга.
Через несколько десятилетий дворец Шереметевых вернулся к своему музейному прошлому — здесь открылся Музей Музыки, функционирующий и сегодня. Реставрация, проведённая в годы перестройки, помогла восстановить почти утраченные интерьеры и вернуть залам дворца их изначальный вид.

Архитектура
В сооружениях архитектурного ансамбля отразились как особенности работы разных архитекторов, так и особенности разных периодов. Основной двухэтажный дворец, который можно увидеть со стороны набережной в глубине двора, был возведён в канонах русского барокко. На центральном фасаде выделяются такие элементы, как фронтон и пилястры, а верхняя часть дополняется мезонином. Фронтон декорирован лепными изваяниями герба Шереметевых. Правая и левая части дворца оформлены в виде выдающихся вперёд элементов — ризалитов. Эти части сооружения также декорированы пилястрами и фронтонами. Ранее также имелось высокое крыльцо перед парадным входом, состоящее из двух пролётов, но до наших дней оно не сохранилось. В 1759 году вход украсили изваяниями коней. Они были выполнены из дерева и покрыты позолотой мастером И.Ф. Дункером.
В оформлении внутренних помещений дворца Шереметевых можно отыскать элементы разных стилей и эпох. Так, И.Д. Корсини применил античные каноны в работе над Этрусской комнатой, реализовал в барочном стиле Зелёную, Белую, Золотую и Малиновые гостиные, одну из комнат сделал классицистической, а центральную лестницу выполнил в стиле ренессанса.
data-max-width="100%" data-ratio="1.8">