Гранд-опера Гарнье

В любой стране есть объекты, посетить которые надо непременно. Часто к ним принадлежат многие музейные залы, выставки и, конечно, театры. Во французской столице таким непременным пунктом в маршруте считается Гранд-опера Гарнье (Grand Opéra Garnier) — одна из самых известных театральных подмостков.

Гранд опера Гарнье в Париже

Гранд опера Гарнье в Париже

История

История театра, в последствие названного Гранд-опера Гарнье, идет с 17-го столетия. Находящийся тогда у власти король Людовик XIV принял оперу в качестве самостоятельного искусства, и по всему Парижу стали появляться сцены, посвященные непосредственно ей. Так, в 1669 году в столице открыла свои двери Королевская академия музыки, действующая под руководством поэта П. Перрена и композитора Р. Камбера. На ее сцене можно было увидеть только артистов оперы.

В таких условиях Академия просуществовала недолго и в 1671 году была слита с Королевской академией танца. Вновь образованное театральное учреждение получило название «Королевской академии музыки и танца». Теперь здесь можно было увидеть, как оперные выступления, так и балетные. Первой на ее сцене была показана трагическая постановка «Помона», сочиненная самими Перреном и Камбером.

Salle Le Peletier был домом Парижской оперы до строительства нового здания Palais Garnier

Salle Le Peletier был домом Парижской оперы до строительства нового здания Palais Garnier

На закате 18-го столетия после Великой французской революции название будущей Гранд-Оперы менялось многократно. Ее нарекали «Театром искусств», «Театром оперы», «Театром республики и искусств». С приходом к власти Бонапарта в 1804 году заведение стали именовать «Императорской академией музыки». Десятилетие спустя, в период, когда к власти вернулись Бурбоны, сооружение снова получило свое прежнее название «Королевской академии музыки и танца», под которым существовало еще несколько десятилетий.

Балет «Жизель» в честь официального визита царя Александра II в Парижскую оперу (зал Ле Пелетье), 4 июня 1867 год

Балет «Жизель» в честь официального визита царя Александра II в Парижскую оперу (зал Ле Пелетье), 4 июня 1867 год

Поворотным в судьбе сооружения стал 1858-й год. Именно в этом году 14 января было осуществлено покушение на жизнь Наполеона III. Случилось это в здании Королевской академии музыки и танца на улочке Ле Пелетье. После этого происшествия правитель отказывался заходить в это сооружение. Это и стало причиной, по которой было принято решение о возведении нового дома для размещения в нем театральной сцены. Для того, чтобы найти лучшие идеи, местные власти провели конкурс для архитекторов. Лучшим в нем стал молодой и практически неизвестный архитектор Шарль Гарнье.

Поперечное сечение здания оперы, выигрышный проект Шарля Гарнье

Поперечное сечение здания оперы, выигрышный проект Шарля Гарнье

Уже через два года, в 1860 году, в центральном квартале Парижа стартовали работы по строительству нового масштабного сооружения. Они заняли долгих 15 лет. Такой внушительный срок объяснялся тем, что периодически процесс вынужденно приостанавливался из-за различных внешних факторов: на нем сказались Франко-прусская война 1870-го года, свержение императорской власти и появление Парижской коммуны в 1871 году. Но, несмотря на все возникающие сложности, в 1875 году возведение было завершено, и 5 января уникальная Гранд-опера Гарнье дала свой первый спектакль. Здание имело законченный вид, однако внутри все еще были некоторые элементы, которые требовали доработки. К примеру, галерея для курения. Завершить работу над ней не позволяли финансовые ограничения — к 1874 гостраты на создание нового театра составили около 36 миллионов франков золотом. Выделять больше власти не могли, в связи с чем курительная галерея так и осталась незавершенной.

После открытия постройка несколько десятилетий оставалась в хорошем состоянии и не требовала улучшений. Первая масштабная реконструкция была проведена здесь в 1936 году. В 1939 году Гранд-опера Гарнье примкнула к Объединению национальных музыкальных театров. В первой половине 20-го века в афише Гранд-Оперы, наряду с классическими произведениями, в том числе и русскими, такими как «Борис Годунов», «Евгений Онегин» и прочими, стали появляться спектакли, написанные современными композиторами разных стран. Среди них были «Саломея» Штрауса, созданная в 1910 году, «Мавра» Стравинского, написанная в 1922 году, «Эдип», которую Джордже Энеску сочинил в 1936 году, и многие другие. Также, именно в Гранд-Опере прошли несколько балетных представлений в рамках «Русских сезонов», созданных театральным деятелем России С.П. Дягилевым.

Гранд-опера Гарнье, фотография 1889 года

Гранд-опера Гарнье, фотография 1889 года

Вторая мировая война на время прервала деятельность театральной организации. После завершения боевых действий Гранд-опера Гарнье вновь заняла позицию одной из главных оперных сцен всей Европы. Здесь стали давать лучшие классические и современные балеты и оперы. Например, именно на этой сцене мир впервые увидел такие произведения, как «Кармен» и «Воццек».

В 2000 году специалистами было проведено восстановление фасада, что помогло вернуть ему прежний шик. Сегодня Гранд-опера Гарнье остается одним из самых важных классических театров Франции и всей Европы. В исторических помещениях установлено лучшее световое и звуковое оборудование, а в спектаклях используются сложнейшие декорации. Помимо главного зрительного зала Гранд-опера Гарнье включает в себя музей, магазин, в котором можно приобрести тематические сувениры, и ресторан. Посмотреть на зрительный зал вместимостью 1 900 мест можно, побывав на театральном представлении, а познакомиться с остальными помещениями оперы посетителям предлагается в процессе экскурсионной прогулки или частного посещения. Наряду с Оперой Бастилии, Гранд опера Гарнье является основой «Парижской национальной оперы».

Дефиле балетной труппы Парижской национальной оперы в Гранд Опера

Дефиле балетной труппы Парижской национальной оперы в Гранд Опера

Как добраться до Гранд оперы Гарнье

Гранд Опера Гарнье красуется в IX городском округе. Именно этим зданием заканчивается Avenue de l’Opéra. Найти его можно по адресу улица Scribe, строение 8. Чтобы попасть сюда, проще всего воспользоваться метро.

Точный адрес: 8 Rue Scribe, 75009 Paris, Франция.

  • Вариант 1

    Метро:рядом Гранд Опера располагаются сразу три станции:
    — Auber, которая относится к красной ветке A;
    — Chaussée d’Antin La Fayette, до которой можно доехать по салатовой ветке под номером 9 и по сиреневой ветке под номером 7;
    — Opera, на которую можно попасть по веткам 3, 7 и 8.

    От любой из этих станций дорога займет около 3-5 минут;

  • Вариант 2

    Автобус:со стороны улицы Обер к Гранд Опере подъезжают 21-й, 27-й и 29-й автобусы, со стороны площади Жака Руше — 66-й, 42-й, 68-й, 81-й и 53-й маршруты, по улице Глюк курсирует автобус под номером 22, а со стороны улицы Скриб ездят номера 42 и 68.

    Все эти остановочные пункты расположены сразу у Оперы, поэтому добраться до центрального входа не составит труда.

Кроме того, в этом округе Парижа находится большое количество отелей и гостиниц. Те из них, что располагаются вокруг здания Гранд Оперы, позволят максимально быстро добраться до Оперы. Но стоит учесть, что проживание в таких гостиницах потребует значительных трат. Если же продвинуться немного дальше от центра, то можно найти более бюджетные варианты, которые при этом позволят сэкономить время на дорогу, как до Гранд Оперы, так и до остальных достопримечательностей.

Гранд опера Гарнье на карте

Что посмотреть

Гранд Опера или, как это сооружение нередко называют, дворец Гарнье, включает в себя обширные помещения, занимающие площадь более 21 000 м².

Одним из первых элементов, который встречает гостей, становится парадная лестница. Она состоит из двух широких пролетов, которые ведут к театральным фойе. Ступени и перила выполнены из мрамора различных оттенков. Нижний край перил украшен двумя бронзовыми торшерами, выполненными в виде девичьих фигур.

Роскошь холла и парадной лестницы Дворца Гарнье

Роскошь холла и парадной лестницы Дворца Гарнье

Отдельного внимания стоит и потолок холла. Он разделен на четыре части, каждая из которых покрыта росписью, изображающей разные музыкальные аллегории. На этом же этаже находится гардероб, который начинает свою работу непосредственно перед спектаклем.

Роспись потолка холла над парадной лестницей

Роспись потолка холла над парадной лестницей

Поднявшись по мраморным ступеням, гости Гранд-оперы Гранье попадают в театральное фойе. Как утверждают историки, за основу при создании этого фойе архитектор Гарнье брал парадные галереи средневековых замков. В оформлении помещения использовано большое количество окон и зеркальных поверхностей. Это создает еще большее ощущение простора и воздуха. В потолке, стенах, люстрах использовано много позолоты, а центральным элементом декора является форма лиры. Она повторяется во многих даже мелких элементах, например, на отопительных решетках и дверных ручках. На потолок фойе нанесена роспись, автором которой является Поль Бодри. Именно здесь можно увидеть и изваяние, изображающее главного создателя всей этой красоты — Шарля Гарнье. Оно установлено неподалеку от окна, из которого открывается вид на Оперный проспект, который тянется до самого Лувра. В противоположной стороне от входа можно увидеть Зеркальный салон — ротонду, украшенную росписью.

После фойе зрители попадают в сердце Гранд Оперы — зрительный зал. Если посмотреть на его план, то становится видно, что он имеет форму подковы. Полукругом располагается почти две тысячи сидений, обитых бордовым бархатом. Они занимают партер, два балкона и восемь галерей, расположенных по бокам. Основными оттенками в убранстве зала являются красный и золотой, что создает атмосферу роскоши.

Усиливает эту атмосферу и хрустальная люстра внушительных размеров, расположенная в самом центре потолка. Обрамляет этот большой светильник роспись, которая является особой гордостью Гранд опера Гарнье. Создал ее в 1964 году сам Марк Шагал. На тот момент, когда министр культуры страны заказал Шагалу создание плафона, художнику было уже 77 лет. Но, несмотря на возраст, он выполнил работу, потратив на это около года. Площадь холста, на который наносил роспись мастер, достигала 220 м2.

Люстра из хрусталя и плафон работы Марка Шагала

Люстра из хрусталя и плафон работы Марка Шагала

Всего для того, чтобы реализовать свою идею, Шагал истратил около 200 килограммов краски. Итогом стало полотно, разделенное на пять частей, решенных в определенной цветовой гамме. В этих секторах белого, желтого, синего, красного и зеленого цветов живописец поместил эпизоды из известных и легендарных опер. На красной части появились герои из «Жар-Птицы» и «Дафниса и Хлои», на синей — из «Бориса Годунова» и «Волшебной флейты», на белом цвете живописец изобразил сцену из «Пеллеаса и Мелисенты», на желтом — из «Лебединого озера» и «Жизели», а на зеленом из «Ромео и Джульетты» и «Тристана и Изольды». Помимо основных героев эти части плафона украшены изображениями животных и ангелов. Ближе к центру художник поместил героев оперы «Кармен», а также произведений таких авторов, как Бетховен, Верди и Глюк. Помимо этого на потолке можно рассмотреть и главные архитектурные объекты французской столицы: Эйфелеву башню, Бурбонский дворец, Триумфальную арку и даже само здание Гранд-оперы Гарнье.

Особым местом является танцевальное фойе. Оно появилось здесь во второй половине 18-го столетия и долго играло роль одного из самых важных помещений Гранд-оперы Гарнье. Изначально этот зал планировался как место для репетиций и разогрева танцоров перед выходом на сцену. Для этого в нем были установлены зеркала и хореографические станки. Но достаточно быстро танцевальное фойе Гранд-оперы Гарнье превратилось в место встреч влиятельных и богатых зрителей с артистами. Через какое-то время в зал разрешили выходить только артисткам балета, а статистам и танцовщикам мужского пола доступ сюда закрыли. Особую популярность танцевальное фойе приобрело в середине 19-го столетия. В этом зале Гранд-Оперы встречались самые влиятельные люди, обсуждали деловые и политические вопросы, подыскивали будущую супругу. Украшают помещение золоченые колонны, а также портреты самых выдающихся артисток балета Гранд-оперы Гарнье, написанные Гюставом Буланже.

Интересным помещением является библиотека, где находится выставка, рассказывающая историю Гранд-оперы. Нередко здесь также размещают временные экспозиции, включающие в себя живописные полотна, фото, примеры декораций и многое другое. Располагается этот музей-библиотека в ротонде оперы, специально построенной для императора. После смены политического режима эта часть Гранд-оперы Гарнье так и не была доведена до конца. В связи с этим по сей день взору гостей открывается непокрытая отделкой кладка из камней, которую мастера выполнили еще в 1870 году.

Музей-библиотека, расположенный в ротонде оперы

Музей-библиотека, расположенный в ротонде оперы

Часы работы

Ежедневно Гранд-опера Гарнье начинает свою работу в 10:00 и завершает в 18:30. В это время можно приобрести билеты в кассах, узнать необходимую информацию, посетить выставки и побывать на экскурсии.

Вечерние спектакли обычно начинаются в 19:30. Исключение составляют только случаи, когда на сцене дают оперу или балет нестандартной продолжительности. Тогда время начала может сдвигаться на более ранние часы. Дневные представления начинаются в 14:30.

Всех зрителей настоятельно просят прибывать не позднее, чем за полчаса до начала спектакля и иметь в виду, что через 15 минут после начала вход в зрительный зал закрывается до самого антракта.

Выставка сценических костюмов в галереях Гранд-Оперы

Выставка сценических костюмов в галереях Гранд-Оперы

Стоимость билета

Стоимость билетов на спектакли Гранд-оперы Гарнье начинается от отметки в 5 € (~352 руб.) и может доходить до нескольких сотен евро.

Однако, учитывая высокие цены на популярные оперы и балеты, для гостей Гарнье были разработаны различные специальные предложения и пакеты, которые помогают значительно сэкономить при приобретении билетов. Такие предложения есть для молодых зрителей до 30 лет, для семейных походов в оперу и для организованных групповых посещений.

Кроме того, Гранд-опера Гарнье всегда предлагает своим гостям воспользоваться текущими специальными предложениями, рассчитанными на любые категории зрителей. Узнать о таких, изучить схему зала и расписание спектаклей, а также купить билеты онлайн можно на официальном сайте Гарнье. Там же возможно уточнить детали участия в экскурсиях и заказать тур на русском языке.

Ведущие танцоры балетной труппы «Парижской национальной оперы» на парадной лестнице Гранд-опера

Ведущие танцоры балетной труппы «Парижской национальной оперы» на парадной лестнице Гранд-опера

Интересные факты

  • Именно здание Гранд-оперы Гарнье в начале 20-го столетия подтолкнуло писателя Гастона Леру к созданию легендарного произведения «Призрак оперы». Любопытно, что подземное озеро, которое по сюжету существовало под сооружением, является не совсем выдумкой. В подвалах настоящей Гранд-оперы Гарнье и в правду стоит емкость, заполненная водой. Основная ее задача — обеспечение прочности фундамента на сырых берегах Сены. Также эту воду хранят как запас на случай пожара.

Емкость с водой под зданием Гранд-опера

Емкость с водой под зданием Гранд-опера

  • Имеет под собой реальную основу и один из эпизодов романа, связанный с падением люстры. Подобное происшествие случилось в Гранд-опере во время вечернего спектакля 20 мая 1896-го года. Тогда, предположительно из-за короткого замыкания и небольшого пожара, который пережег трос, оторвался и устремился на зрительный зал один из противовесов, удерживающих люстру. Утверждают, что вес его составлял около 700 килограммов. В результате инцидента погибла одна из зрительниц — консьержка мадам Шомет, сидевшая на четвертом ярусе. Еще несколько человек получили незначительные травмы.
  • В декабре 1907-го года в подвальных помещениях дворца Гарнье была зарыта посылка для будущих поколений. Ее содержимое составили 24 диска компании «Граммофон», на которых были записаны арии артистов первых десятилетий 20-го столетия, выступавших в Гранд-опере. На пластинки были записаны голоса Нелли Мельбы, Аделины Патти, Энрико Карузо, Эммы Кальвэ и некоторых других. Представитель компании звукозаписи настоял на том, чтобы послание было открыто не раньше, чем через сто лет. Запечатанные диски обнаружили в 1988-м году в ходе реставрации. На оставшиеся годы контроль над ними взяла на себя Государственная библиотека. В декабре 2007-го года посылку достали и представили публике в начале 2008-го года. В скором времени компания EMI, ставшая преемницей «Граммофона», перезаписала извлеченные арии и отправила их в продажу на компакт-дисках.

Процесс закладки свинцовых урн с граммпластинками в подвалах Оперы

Процесс закладки свинцовых урн с граммпластинками в подвалах Оперы

  • Расписной плафон Гранд-оперы привлекал к себе много внимания еще до того, как был выполнен. Приглашение для оформления этого элемента Марка Шагала вызвало много споров в обществе. Несмотря на славу художника, парижане и многие представители сферы культуры выступали против него. Людей возмущало то, что к работе над национальным достоянием страны привлекают гражданина другой страны. Другой весомый аргумент противников заключался в том, что творчество Шагала было известно его неклассической манерой письма. Применять ее к оформлению такого сооружения, как Гранд-опера Гарнье, они считали неправильным и даже кощунственным.

Марк Шагал за работой над плафоном для зрительного зала Гранд-опера Гарнье

Марк Шагал за работой над плафоном для зрительного зала Гранд-опера Гарнье

  • Планируется, что в ближайшие несколько лет на площади перед зданием Гранд-Оперы появится памятник талантливому русскому деятелю искусства Сергею Дягилеву. Местоположение для изваяния было выбрано неслучайно: именно в Гранд-опере Гарнье прошло множество представлений в рамках созданной Дягилевым антрепризы «Русские сезоны». Для выбора лучшего макета в 2009 году был объявлен конкурс, в котором победил скульптор Виктор Митрошин. Возведение памятника планируется профинансировать с помощью русской диаспоры в Париже и меценатских средств. Поддержал идею создания памятника сам президент Жак Ширак, а реализацию взял под свой патронат известный модельер Пьер Карден.
  • В конце 2000-х годов в столице Франции был проведен интересный эксперимент, частью которого стало и здание Гранд Оперы. Он состоял в том, что на крышах определенных сооружений специалисты установили около трех сотен ульев. Итоги оказались положительными: количество меда, собранного с этих ульев, превысило средний показатель по Франции. Ученые и разводчики пчел связывают этот факт с тем, что в воздухе над городом содержится меньшее количество пестицидов, так как их запрещено применять при выращивании зеленых насаждений.

Эксперимент с ульями на крыше Гранд-Опера

Эксперимент с ульями на крыше Гранд-Опера

Виртуальная экскурсия

Про Гранд-оперу Гарнье можно смело сказать, что она прекрасна, как снаружи, так и внутри. Великолепные помещения, лучшие спектакли, самые талантливые артисты и балетмейстеры. Благодаря всему этому Гранд-Опера уверенно собирает восторженные отзывы вот уже не одно столетие. Дворец Гарнье дарит возможность почувствовать себя частью светского общества и окунуться в неповторимую атмосферу роскоши прошлых веков. Даже несмотря на то, что в Гранд-опере Гарнье нет обязательного дресс-кода, сюда устремляются, надев только лучшие наряды и зимой, и летом. Потому что заходить в такое сооружение хочется, чувствуя себя настоящим представителем знати. А скоротать время до вечернего спектакля помогут расположенные рядом церковь Мадлен и музей духов Фрагонар.

Визитная карточка

Курс валюты

Последнее обновление курса 20.09.2019 в 16:00

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: