Колизей

Многие туристы в качестве непременной части отдыха в Италии рассматривают визит в Рим. А в нем, конечно, ни один гость этого древнего города не упустит возможности взглянуть на легендарное строение античности — Колизей.

Колизей (Colosseo) в Риме, Италия

Колизей (Colosseo) в Риме, Италия

История

История возникновения Колизея связана с правлением римского императора Веспасиана. Он пришел к власти в 69 году н.э. после гражданской войны. Новому властителю требовалось укрепить свои позиции в глазах народа, поэтому он решил обновить центр Рима и избавить город от напоминаний о его предшественнике — Нероне. Именно так и была выбрана площадка для будущего амфитеатра — его решили поставить на месте озера, которое ранее относилось к дворцу Нерона. Вскоре озеро засыпали и начали строительство одного из самых грандиозных театров древнего мира. Уже тогда некоторые авторы, например, Светоний, оставили описание будущего строения.

Карта средневекового Рима с изображением Колизея

Карта средневекового Рима с изображением Колизея

Датой начала работ стал 72-й год. Сегодня точно не известно, кто построил амфитеатр, но некоторые специалисты предполагают, что руководил процессом архитектор Квинтий Атерий. Также до наших дней сохранились сведения о том, что на работах было задействовано около 100 тысяч рабов.

Через восемь лет в 80 году сооружение было готово. Оно стало символом династии Флавиев, в которую входил и Веспасиан, в связи с чем было названо амфитеатром Флавиевым. «Колизеем» амфитеатр начали называть только в 8 столетии, по аналогии с латинским «colosseus», что значило «громадный». Освятил новое сооружение преемник Веспасиана — Тит.

Амфитеатр Флавиев, гравюра работы Джованни Баттиста Пиранези

Амфитеатр Флавиев, гравюра работы Джованни Баттиста Пиранези

У населения Древнего Рима Колизей пользовался большой популярностью: на его арене проходили бои и представления, здесь же праздновалось 1 000-летие Рима. В упадок сооружение начало приходить в 9-11 столетиях, когда гладиаторские бои оказались под запретом, а пространства амфитеатра стали использовать в качестве жилых и бытовых помещений. Саму арену превратили в кладбище. Землетрясение 14-го века разрушило южную часть строения, после чего обломки стали использовать для строительства других зданий города.

Внутреннее пространство Колизея в 17 веке, картина из серии «Колизей, Рим» Вильяма Парса, 1775 год

Внутреннее пространство Колизея в 17 веке, картина из серии «Колизей, Рим» Вильяма Парса, 1775 год

Прежнее значение амфитеатр приобрел лишь в 18 веке. Тогда его взяла под охрану католическая церковь. В 19 столетии на развалинах были начаты раскопки и реконструкция сооружения под руководством архитектора Франческо Кампорези.

Вид на Колизей с археологами и рабочими, картина начала 18-го века

Вид на Колизей с археологами и рабочими, картина начала 18-го века

Сегодня Колизей является одним из главных сооружений Рима и всей Италии и охраняется ЮНЕСКО. В 2007 году он был назван чудом света и внесен в перечень «Семи новых чудес света». Сооружение открыто для туристов, а в одном из помещений работает музей.

Внутреннее устройство Колизея

Внутреннее устройство Колизея

Как добраться до Колизея

Находится Колизей в центральной части Рима, рядом с такими достопримечательностями, как холм Палатин, Римский форум, Золотой дом Нерона и не только.

Точный адрес: Piazza del Colosseo, 1, 00184 Roma RM, Италия.

От главного железнодорожного вокзала Termini:

  • Вариант 1

    Метро:сесть на поезд на станции Roma Termini, которая находится рядом с вокзалом и относится к синей ветке В, и по этой же ветке доехать до станции Colosseo. После останется только перейти дорогу к амфитеатру. Займет поездка 12-15 минут.

  • Вариант 2

    Пешком:пройти до Колизея по улицам Via Cavour и Via degli Annibaldi за 20-25 минут.

От аэропорта Фьюмчино:

  • Вариант 1

    Поезд:сесть на аэроэкспресс Leonardo Express (LE). Он следует до вокзала Termini, от которого до Колизея можно доехать на метро. Путь от аэропорта займет около часа.

Также рядом с Колизеем останавливаются трамваи 3 и 8, и автобусы 51, 75, 85, 87 N2, которые помогут добраться из других районов города.

Колизей на карте

Архитектура Колизея в Риме

Сооружение имеет эллиптическую форму, что хорошо заметно на виде сверху. Занимает оно 2 гектара площади, а протяженность его фасада составляет 524 метра. Главными материалами для возведения такого масштабного строения стали травертиновый мрамор и туф, а также кирпич.

Фото амфитеатра сверху

Фото амфитеатра сверху

В основании строения лежит 13-метровый слой фундамента, способный выдержать огромный вес сооружения — около 300 тонн. Для устойчивости здания в основу конструкции были включены 80 столбов, башен и стен, направление которых соответствовало радиусу эллипса. Обрамляет все строение внешняя стена 50-метровой высоты, до разрушения имевшая ровные края.

Особенно узнаваемым является фасад сооружения. Он разделен на четыре уровня, три из которых представляют собой аркады — ряды, состоящие из одинаковых арок. На втором и третьем уровнях в этих арках были размещены статуи. Четвертый уровень, самый верхний, сплошной. Его украшают пилястры и небольшие окошки. Крыши над сооружением нет. Во времена Древнего Рима для защиты от непогоды над амфитеатром растягивали огромный тент, который крепился с помощью специальных отверстий на верхнем ярусе.

Ночное освещение фасада Колизея

Ночное освещение фасада Колизея

Архитектура Колизея была четко продумана с функциональной точки зрения. В амфитеатре было сделано 80 входов, которые располагались по всей его окружности. Четыре из них использовались только императорским двором и знатью, остальные предназначались для простых зрителей. Благодаря этому сооружение, вместимость которого по расчетам древних авторов достигала 87 000 человек, а по расчетам современных ученых — 50 000 человек, заполнялось за 15 минут, а после представления становилось пустым и вовсе за 5-10 минут.

Аркады второго и третьего яруса

Аркады второго и третьего яруса

Внутреннее устройство

В центре сооружения находится большая арена, от которой кольцами расходятся ряды мест для зрителей. В древние времена они представляли собой единые каменные скамьи. Каждый ряд сидений находился выше предыдущего, что открывало обзор на арену всем зрителям.

Арена амфитеатра эллиптической формы с окружающими её кольцами зрительских мест

Арена амфитеатра эллиптической формы с окружающими её кольцами зрительских мест

Все ряды были разделены на четыре уровня. Самый нижний ряд podium или подий был предназначен для императора и его приближенных: членов семьи, жриц богини Весты — весталок, сенаторов. Для сидения императора было выделено особое место, возвышающееся над всем остальным подием. На втором уровне имели право сидеть всадники или эквиты, третий занимали богатые горожане, а места на четвертом предназначались для малоимущих граждан. В 80-90-х годах был возведен еще один уровень, места на котором были, в основном, стоячими. Здесь могли смотреть представления бедняки, рабы и женщины.

Ярусы зрительных рядов

Ярусы зрительных рядов

Пространство внутри сооружения, под зрительскими рядами, было занято коридорами для прохода, помещениями для содержания животных и рабов, подготовки гладиаторов.

Представления

Во времена расцвета Древнего Рима арена Колизея пользовалась большой популярностью. На ней происходили различные состязания и увеселительные мероприятия.

Одним из главных и самых популярных зрелищ, которые имели место на арене амфитеатра, были бои гладиаторов. В таких сражениях принимали участие как рабы и преступники, так и свободные граждане по собственному желанию. Рабы стремились попасть в ряды гладиаторов, чтобы обрести уважение и свободу — победитель получал право сам распоряжаться своей жизнью. Пленники и заключенные нередко старались избежать участия в бое, считая это унижением, и лишали себя жизни перед выходом на арену. Бои велись насмерть: участь пораженного гладиатора определяли зрители и император с помощью жестов. Иногда участие в сражениях принимали даже женщины.

Большой палец вниз, картина французского художника Жана-Леона Жерома 1872 года

Большой палец вниз, картина французского художника Жана-Леона Жерома 1872 года

Другим излюбленным зрелищем римлян были битвы с животными. Преступников и рабов отправляли на поле бороться с дикими зверями, среди которых могли быть львы, медведи, тигры, волки. Привозили для таких представлений и экзотических животных, например, жирафов и слонов. На некоторых боях зверей просто выпускали из клеток, стоявших по бокам, а на некоторых — поднимали на арену с помощью системы подземных лифтов, что было внезапно для человека.

Последняя молитва христианских мучеников, картина Жана-Леона Жерома, 1883 год

Последняя молитва христианских мучеников, картина Жана-Леона Жерома, 1883 год

Особой масштабностью и популярностью отличались так называемые наумахии — морские битвы, проходившие прямо на арене. Они организовывались не так часто, как остальные, чем еще больше привлекали внимание публики. Для проведения таких сражений центр амфитеатра заполнялся водой с помощью особой системы труб. На это искусственное море выплывали полноразмерные суда с гребцами и воинами. Некоторые историки утверждают, что в одном из таких представлений принимало участие около сотни галер.

Наумахия в Колизее, картина испанского художника Ульпиано Чека, 1894 год

Наумахия в Колизее, картина испанского художника Ульпиано Чека, 1894 год

Периодически на арене разыгрывали сцены из древнеримских мифов. Часто их участниками также становились преступники и рабы в силу того, что если по сюжету герой умирал, то на арене его убивали по-настоящему.

Интересно: в 450 году бои гладиаторов были запрещены, так как они нарушали христианские заветы, к тому моменту уже устоявшиеся в Риме. Однако сражения с животными на арене Колизея продолжались еще около сотни лет после этого. За время их проведения здесь погибли десятки тысяч зверей.

Битва льва и венатора — гладиатора, сражающегося с дикими животными

Битва льва и венатора — гладиатора, сражающегося с дикими животными

На протяжении многих веков амфитеатр оставался только памятником архитектуры, но не местом проведения массовых мероприятий. Первый за почти две тысячи лет концерт на его арене прошел в 2002 году. Мировые знаменитости исполнили на этой древней сцене песни, призывающие к миру между странами. После в амфитеатре прошло еще несколько концертов, например, выступление Пола Маккартни в 2003 году.

Концерт классической музыки в исполнении симфонического оркестра на сцене Колизея

Концерт классической музыки в исполнении симфонического оркестра на сцене Колизея

Сегодня Колизей практически не эксплуатируется в качестве сцены, оставаясь скорее музеем. Однако площадкой для ярких шоу стал его фасад: вечером и ночью на него проецируются различные световые шоу.

Световое шоу на фасаде здания в честь Международного года света и световых технологий

Световое шоу на фасаде здания в честь Международного года света и световых технологий

Часы работы и стоимость билетов

Колизей доступен для посещения круглогодично, исключая 25 декабря и 1 января. Время работы меняется несколько раз в год и зависит от сезона.

Открывается сооружение всегда в 8:30, а завершает работу в разные часы:

  • С октября по середину февраля в 16:30;
  • С февраля по март в 17:00;
  • С конца марта до конца августа в 19:15;
  • Весь сентябрь в 19:00;
  • Весь октябрь в 18:30.

Стоимость входных билетов:

  • Стандартный тариф — 12 евро (~847 руб.);
  • Дети младше 17 лет имеют право на бесплатный вход.

Также бесплатно попасть в амфитеатр можно в первое воскресенье каждого месяца. Билет действует два дня и распространяется не только на Колизей, но также на территорию Римского форума и холм Палатин.

Купить билеты можно в кассах. Чтобы пройти без очереди стоит предварительно оформить бронирование по телефону или на официальном сайте, что обойдется в 2 евро (~141 руб.). Также приобрести билет можно в интернете на официальном сайте Минкультуры Италии.

Тем, кто посещает сооружение самостоятельно, предоставляется возможность взять в аренду аудиогиды на разных языках, что обойдется в 6 евро (~423 руб.). Также в Колизее проходят экскурсии с профессиональными гидами. Длится тур около 45 минут и стоит 5 евро (~353 руб.) в дополнение к стоимости билета. Проходят такие экскурсии на английском, французском, итальянском и испанском языках.

В теплое время года в амфитеатре проводятся ночные экскурсии. Они начинаются после 20:00 и продолжаются до полуночи. Каждый тур проходит на английском или итальянском языке и длится 75 минут. Чтобы увидеть ночной Колизей изнутри, придется заплатить 20 евро (~1 411 руб.). Забронировать участие в таких экскурсиях заранее нельзя. Билеты на них можно купить только на месте.

Архитектурная подсветка Колизея в ночное время

Архитектурная подсветка Колизея в ночное время

Интересные факты

  • Колизей имеет статус самого большого амфитеатра из когда-либо построенных.
  • В первые годы существования сооружения рядом с ним высилось 35-метровое изваяние Нерона, которое император воздвиг в честь самого себя.
  • Некоторым жителям Рима вход на территорию Колизея был строго воспрещен. На представления не допускались актеры, бывшие гладиаторы и могильщики.
  • В 16 веке Папа Сикст V планировал использовать строение для размещения в нем суконной фабрики.
  • При раскопках специалисты обнаружили надписи, высеченные на камнях у сидений. Предполагают, что таким образом зрители «бронировали» свои места.
Виртуальная экскурсия по Колизею

Именно к Колизею стремятся все путешественники, оказавшись в Риме хоть в первый, хоть в сотый раз. Именно его чаще всего можно увидеть на фото из Италии, которые туристы привозят с собой. И это все вполне справедливо. Ведь только в нем у каждого посетителя появляется возможность лично прикоснуться к античности, пройтись там, где ступали ноги первых римлян и осознать грандиозность этого строения.

Визитная карточка

Курс валюты

Последнее обновление курса 14.11.2019 в 10:00

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: