Мост Эржебет

Расположенный в самой узкой части Дуная 300-метровый мост Эржебет был назван в честь императрицы Сиси, настоящее имя которой — Елизавета, или по-венгерски «Эржебет». Та конструкция, которую можно увидеть сегодня, является уже второй версией моста, первая пострадала во время Второй мировой войны. Интересно, что именно эта постройка полностью изменилась внешне, но сохранила свое название, в отличие от, например, моста Свободы, с которым все произошло с точностью до наоборот.

Мост Эржебет (Erzsébet híd)

Мост Эржебет (Erzsébet híd)

История

Оригинальный мост начали строить в 1898 году. За пять лет до этого городские власти открыли конкурс на лучший проект. В нем могли участвовать граждане всех стран мира. Большинство потенциальных проектов будущего моста пришло из Америки, значительно меньше — из Европы, а один даже из России. Всего вариантов было 54. Победу одержала команда из Германии: инженер Кюблер, архитекторы Айзенлор и Вайгле. Тем не менее, осуществить свою задумку они не смогли. В итоге за работу взялись местные авторы — Аурель Секелиус, Иштван Галлик, Йозеф Беке, Антал Керндл и Виргил Надь. Торжественная церемония открытия состоялась в октябре 1903 года. На ней присутствовал эрцгерцог Иосиф Август.

Мост Эржебет, фото 1900-х годов. Тогда он назывался Elisabeth Bridge

Мост Эржебет, фото 1900-х годов. Тогда он назывался Elisabeth Bridge

В январе 1945 года постройку взорвали войска вермахта при отступлении. Пятнадцать лет спустя власти города приняли решение восстановить его. Проектное бюро Будапешта предлагало либо построить новый его в другом месте, либо воссоздать точную копию оригинала, либо создать новую и более современную висячую конструкцию. Утвержден был последний вариант. Открытие состоялось в ноябре 1964 года.

Как добраться до Моста Эржебет

До находящейся недалеко от центра достопримечательности несложно добраться самостоятельно. Для поездки своим ходом есть несколько вариантов.

Точный адрес: Budapest, Erzsébet híd, 1013 Венгрия

Как добраться от вокзала Keleti:

  • Вариант 1

    Автобус:с остановки Keleti Palyaudvar M на автобусе 8Е до остановки Marcius 15. Ter (8 минут).

    Пешком:230 метров. Следуйте на запад по Szabad sajtó út. Продолжайте движение по Erzsébet híd. Пункт назначения будет слева.

  • Вариант 2

    Автобус:с остановки Keleti Palyaudvar N на автобусе 7 до остановки Rudas Gyógyfürdő (10 минут).

    Пешком:350 метров. Следуйте на запад по Szent Gellért rkp. Поверните направо и продолжайте движение по Szent Gellért rkp. Szent Gellért rkp. поворачивает направо и переходит в Döbrentei tér. Продолжайте движение по Erzsébet híd. Вы пришли к пункту назначения.

Мост Эржебет на карте

Что посмотреть

Мост соединяет Буду и Пешт. Пересечь его можно как пешком, так и на транспорте. Перед открытием были проведены испытания на выносливость. Одновременно по нему прошли машины общим весом в две тысячи тонн.

Испытание моста Эржебет происходило машинами общим весом 2 000 тонн

Испытание моста Эржебет происходило машинами общим весом 2 000 тонн

Примерно до середины 1970-х годов по нему ходили трамваи, однако после появления линии метро М2, повторяющий маршрут наземного транспорта, от их использования отказались. Такое решение было только на пользу самой металлоконструкции. Трамваи ходили и по старому мосту, первый запустили в 1914 году.

Мост Эржебет, 1972 год. Уже тогда пешеходы использовали любой участок дороги, кроме пешеходного перехода

Мост Эржебет, 1972 год. Уже тогда пешеходы использовали любой участок дороги, кроме пешеходного перехода

Мост является единственным в стране, который после Второй мировой войны был возведен в совершенно другом стиле. Архитекторы сделали ставку на его функциональность, а не на эстетическую красоту. Первоначальный вариант был достаточно вычурным и эклектичным, в его внешнем облике сочетались каменные башни-противовесы и стальные пилоны.

Мост Эржебет до переделки выглядел достаточно вычурным и тяжелым

Мост Эржебет до переделки выглядел достаточно вычурным и тяжелым

Если первый вариант был цепным, то нынешний — это подвесной мост. Его конструкция гораздо более легкая и в то же время более прочная, способная выдерживать большой вес. Сегодня он является типичным представителем висячей модели, которая состоит из вертикальных поддерживающих тросов, прикрепленных к несущему. Последний, в свою очередь, соединяется с пилонами.

Современный вариант моста Эржебет

Современный вариант моста Эржебет

Современный вариант превосходит предыдущий по ширине на 10 метров. Сейчас его ширина составляет 27,5 метров, из которых под движение транспорта выделено 18,2. Все остальное — пешеходная зона. По краю установлены металлические перила.

В южной части моста, ближе к Буде, висит памятная дощечка, указывающая на имена авторов проекта.

Памятная дощечка авторам проекта моста Эржебет

Памятная дощечка авторам проекта моста Эржебет

Желающие увидеть, каким был мост изначально, могут отправиться в музей транспорта Будапешта. Он расположен в парке Варошлигет. В его экспозицию входят картинки с изображением старой конструкции, а также ее сохранившиеся фрагменты.

Посмотреть макет моста и узнать его полную историю получится в Музее транспорта Будапешта

Посмотреть макет моста и узнать его полную историю получится в Музее транспорта Будапешта

В 2009 году на мосту было установлено художественное освещение по проекту японского дизайнера Мотоко Ишии. Его работа была приурочена к 140-летней годовщине появления дипломатических связей между Австро-Венгрией и Японией. Подсветку включают каждый вечер, а в дни государственных праздников цветные огоньки образуют венгерский флаг.

Подсветку моста Эржебет спроектировал японский дизайнер

Подсветку моста Эржебет спроектировал японский дизайнер

Интересные факты

  • Победители конкурса на строительство первой постройки не смогли завершить работу, поскольку часть запланированной конструкции не могли изготовить в Венгрии. Финальный проект реализовывался при помощи Венгерского королевского государственного металлургического завода.
  • Чтобы обеспечить доступ транспорта к мосту, пришлось снести несколько зданий.
  • При восстановлении Будапештское проектное бюро ориентировалось на опыт кельнских коллег, которые проводили такие же работы в отношении Мюльхаймского моста.
  • В 2005 году на мосту провели интересную акцию: собрали 5 875 пар, которые одновременно начали целоваться. Такое количество участников стало абсолютным рекордом, достойным книги рекордов Гиннесса

Рядом с мостом есть отличная зеленая зона. В ней разрешено расположиться на газоне, или отдохнуть на лавочках

Рядом с мостом есть отличная зеленая зона. В ней разрешено расположиться на газоне, или отдохнуть на лавочках

Полезные советы

  • С моста открывается прекрасный обзор на Дунай и набережные вдоль него.
  • На саму же достопримечательность лучше всего смотреть с холма Геллерт на Будайской стороне.
Виртуальная экскурсия по мосту Эржебет в Будапеште

С Пештской стороны мост переходит в одну их крупнейших улиц города — Лайоша Кошута. Продолжая движение по ней, можно дойти до главного городского вокзала Келети. По пути можно зайти на Центральный рынок на Таможенной площади. Другой стороной он выходит к холму Геллерт, на котором располагаются старинная Цитадель, памятник Свободы, а также купальня. Неподалеку можно увидеть и памятник императрице Елизавете, который почти сорок лет после Второй мировой войны хранился на складе и был восстановлен только в 1986 году.

Визитная карточка

Курс валюты

Последнее обновление курса 13.12.2019 в 22:00

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: