Площадь Пьяцца Навона

Римская площадь Пьяцца Навона (Piazza Navona) существовала еще на заре нашей эры — в 1 веке на ее месте находился крупный стадион для состязаний древнеримских атлетов. Во времена Средневековья здесь был рынок, а позже появилась красивая прогулочная зона с дворцами и фонтанами. Словом, это место всегда оставалось сосредоточием городской жизни — шумным, многолюдным, известным каждому римлянину. И сегодня здесь все дышит легендами, за каждым фасадом скрывается многовековая история, а брусчатка помнит шаги понтификов, императоров и великих скульпторов прошлого.

Римская площадь Пьяцца Навона (Piazza Navona), Италия

Римская площадь Пьяцца Навона (Piazza Navona), Италия

История

Древнеримская площадь Навона была основана в виде стадиона еще Гаем Юлием Цезарем, который за 46 лет до наступления нашей эры создал вместе со своим форумом и площадку для соревнований атлетов.

Реконструкция стадиона, построенного в 86 году нашей эры для соревнований по легкой атлетике

Реконструкция стадиона, построенного в 86 году нашей эры для соревнований по легкой атлетике

Прошло чуть более столетия, и римский император Домициан решил перестроить стадион, расширить его и украсить в греческом стиле. В то время это было роскошное сооружение в два этажа, где на первом ярусе располагались многочисленные лавки, питейные заведения и бордели.

Изображение древнего стадиона Домициана (как он выглядел в период своего расцвета), гравюра 1613 года

Изображение древнего стадиона Домициана (как он выглядел в период своего расцвета), гравюра 1613 года

Интересно: о том, какой была Пьяцца Навона во времена Древнего Рима, можно узнать по рисунку на старинной монете — сестерции, отчеканенном при императоре Септимии Севере.

Сестерций Траяна с изображением площади, 2-й век нашей эры

Сестерций Траяна с изображением площади, 2-й век нашей эры

Само название Навона произошло от древнеримского «campus agonis», что переводится примерно как «площадка для состязаний». Позже это словосочетание сократилось до «n’agone», а ближе к Средневековью площадь стали называть попросту Navona. К тому времени на этом месте уже давно не проводились соревнования, однако часто проходили ярмарки, карнавальные шествия и турниры.

Соревнования рыцарей на площади в эпоху Средневековья, Джованни Ферри, 1634 год

Соревнования рыцарей на площади в эпоху Средневековья, Джованни Ферри, 1634 год

В самом начале 12-го века здесь появилась первая церковь. Ее возвели на месте борделя, куда по преданию отправили святую Агнессу за отказ принести жертву языческим богам. Храм, посвященный этой христианской мученице, есть и сегодня, хотя после многочисленных перестроек он, конечно, мало чем напоминает древнюю базилику.

Пьяцца Навона перед реконструкцией папы Иннокентия X, 1625 год

Пьяцца Навона перед реконструкцией папы Иннокентия X, 1625 год

С 1470 года Пьяцца Навона начала застраиваться дворцами. Все началось с покупки нескольких домов знатным римлянином Антонио Памфили, а через пару столетий его потомки превратили это место в один из красивейших уголков Рима. Немалая заслуга здесь принадлежит донне Олимпии — жене брата Джованни Памфили, известного как папа Иннокентий Х. Согласно легенде она же была и любовницей понтифика, поэтому имела на него огромное влияние. Как бы там ни было, именно в те времена появился роскошный Палаццо Памфили и Фонтан четырех рек, а также была перестроена белоснежная церковь Святой Агнессы.

Площадь Навона, картина голландского художника Каспера ван Виттеля, 1699 год, из коллекции Музея Тиссена-Борнемисы в Мадриде

Площадь Навона, картина голландского художника Каспера ван Виттеля, 1699 год, из коллекции Музея Тиссена-Борнемисы в Мадриде

Но свой окончательный облик Пьяцца Навона приобрела лишь в 19 веке, когда отсюда переместили рынок и обновили два прекрасных фонтана — Мавра и Нептуна. Сегодня же это традиционное место встреч для влюбленных, любимый уголок для самих римлян и одна из популярных точек сбора туристических групп. А по вечерам здесь в любое время года собираются уличные художники, фокусники и музыканты.

Фото площади на почтовой открытке 19 века

Фото площади на почтовой открытке 19 века

Как добраться до площади Пьяцца Навона

Одна из самых живописных площадей Рима находится в районе Парионе (Parione) — это старый город, где сосредоточены лучшие достопримечательности. Отсюда можно за 15-20 минут самостоятельно дойти до Колизея, Римского форума и Большого цирка.

Как добраться от вокзала Термини:

Точный адрес: Piazza Navona, 00186 Roma RM, Италия.

  • Вариант 1

    Автобус:от Roma Termini маршрутом №70 ехать до остановки Rinascimento или маршрутом № 40 до остановки Argentina, в пути 15 минут.

    Пешком:от остановки Rinascimento идти 100 метров, от Argentina — 400 метров.

Как добраться от аэропорта Фьюмичино:

  • Вариант 1

    Поезд:региональным рейсом FL1 R 22093 ехать до ж/д вокзала Roma Ostiense около 30 минут.

    Автобус:от вокзала Roma Ostiense маршрутом №30 ехать до остановки Senato, в пути 16 минут.

    Пешком:от остановки Senato идти 60 метров.

Также из аэропорта до площади Навона можно добраться через ж/д вокзал Roma Termini, куда ходит несколько региональных поездов и экспресс «Леонардо».

Неподалеку от площади расположены остановки автобусов № 30, 81, 87, 492, 628, С3 и других. Ближайшая станция метро Spagna расположена на расстоянии 1,2 километра.

Пьяцца Навона на карте

Что посмотреть

Вытянутая в форме овала Пьяцца Навона окружена дворцами и старинными храмами, каждый из которых отражает свою эпоху. Здесь заметны следы античных времен, затейливая архитектура в стиле барокко, элегантные линии ренессанса и постройки не такого уж далекого 19-го века. Центр отмечен Фонтаном четырех рек с высоким Египетским обелиском, а по обеим сторонам симметрично расположены фонтаны Мавра и Нептуна. Это место, где можно бесплатно увидеть шедевры великих итальянских мастеров эпохи позднего Возрождения и Барокко.

Панорамное фото Площади Навона, одной из самых больших и красивых площадей Рима

Панорамное фото Площади Навона, одной из самых больших и красивых площадей Рима

Интересно: архитектурный ансамбль Пьяцца Навона — свидетельство долгого и азартного соперничества двух скульпторов — Франческо Борромини и Джованни Бернини. Они оба работали над ее достопримечательностями, и каждый старался превзойти конкурента.

Фонтаны площади Навона:

  • Фонтан четырех рек — по мнению многих, это одно из лучших произведений великого Бернини. Хотя мастеру стоило больших усилий получить данный заказ. Началось все с того, что папа Иннокентий X объявил конкурс на лучшую идею по благоустройству площади перед дворцом Памфили, но Бернини к тому моменту имел такую репутацию, что не мог участвовать в соревновании. Однако он все равно сделал проект и умудрился представить его папе. Понтифик был так поражен композицией с 4-мя речными богами, что без раздумий отдал мастеру заказ. Интересно, что со времен своей постройки в 1648 году и до наших дней этот фонтан наполняется водой из древнеримского акведука Аква Вирго, благодаря которому существуют и два других знаменитых фонтана — Треви и Баркаччо.

Фонтан четырех рек, расположенный по центру площади, напротив базилики Святой Агнессы, над фасадом которой работал архитектор Борромини — давний противник Бернини

Фонтан четырех рек, расположенный по центру площади, напротив базилики Святой Агнессы, над фасадом которой работал архитектор Борромини — давний противник Бернини

  • Фонтан Мавра — композиция в южной части Пьяцца Навона. Изначально она появилась в 1576 году и представляла собой каменную чашу с 4-мя тритонами руки архитектора Джакомо дела Порта. Однако при перестройке площади в 17 веке к этой достопримечательности тоже приложил руку Бернини, он-то и создал центральную фигуру Мавра с дельфином.

Фонтан Мавра, реконструированный в 1651 году скульптором Джованни Антонио Мари по проекту великого Бернини

Фонтан Мавра, реконструированный в 1651 году скульптором Джованни Антонио Мари по проекту великого Бернини

  • Фонтан Нептуна — еще одна скульптурная композиция, но уже в северной половине Пьяцца Навона. Каменная чаша фонтана появилась в 1574 году, и долгое время она была просто источником, откуда римляне брали воду для своих нужд. Лишь в 19 столетии, когда эта функция чаши стала неактуальна, было принято решение ее облагородить. Вот так здесь и появилось каменное изваяние Нептуна, борющегося с осьминогом.

Фонтан Нептуна, спроектированный Джакомо делла Порта по заказу папы Григория XIII в 1574 году и украшенный скульптурами в 1878 году Антонио Дэлла Битта и Грегорио Дзаппала

Фонтан Нептуна, спроектированный Джакомо делла Порта по заказу папы Григория XIII в 1574 году и украшенный скульптурами в 1878 году Антонио Дэлла Битта и Грегорио Дзаппала

Дворцы и церкви

  • Палаццо Памфили — красивый барочный дворец, построенный в качестве подарка папы Иннокентия X донне Олимпии. Внешним оформлением палаццо занимался один из лучших римских мастеров Джироламо Райнальди. Ему же изначально поручили построить и расположенную рядом церковь Святой Агнессы, однако в итоге понтифик отказался от услуг мастера, поручив это важное дело более известному Франческо Борромини.

Великолепный Дворец Памфили в стиле барокко, построенный в период с 1644 по 1650 годы

Великолепный Дворец Памфили в стиле барокко, построенный в период с 1644 по 1650 годы

  • Церковь Святой Агнессы — белоснежная и величественная, как настоящий замок, базилика Сант-Аньезе-ин-Агоне (Sant Agnese in Agone) имеет очень необычную историю. Этот храм находится на месте древнеримского борделя, известного тем, что в него когда-то сослали христианскую мученицу Агнессу. С приходом христианства в Рим здесь построили часовню, а в 17 веке во время реконструкции Навоны она превратилась в изысканную базилику, над оформлением которой работал Борромини. Между прочим, в церкви до сих пор хранятся мощи святой, что привлекает сюда не только туристов, но и паломников.

Фасад базилики Святой Агнессы, находящейся по центру западной стороны площади

Фасад базилики Святой Агнессы, находящейся по центру западной стороны площади

  • Палаццо Браски — еще один дворец, имеющий прямое отношение к папским владениям, однако в этот раз речь идет о Пие VI (или Джованни Браски), жившем в 18 веке. Влиятельная семья Браски выкупила старинный дом на площади Навона, чтобы превратить его в роскошный палаццо. Но этим планам помешало вторжение Наполеона, и осуществить их удалось лишь в 1802-1804 году. Сегодня здание принадлежит государству, в нем располагается Музей Рима. Несмотря на огромное количество экспонатов, главным украшением интерьера здесь по-прежнему остается величественная лестница начала 19-го века, созданная по мотивам «Илиады».

Тыльная сторона Дворца Браски, обращенная к площади, и монументальная лестница с 18 колоннами из красного гранита

Тыльная сторона Дворца Браски, обращенная к площади, и монументальная лестница с 18 колоннами из красного гранита

  • Церковь Санта-Мария-дель-Сакро-Куоре — относительно небольшой и не слишком заметный храм со строгим, лаконичным фасадом. Построенное в 12 веке, это здание так хорошо сохранилась благодаря тому, что здесь долгое время находилось представительство испанской церкви. В 19 столетии храм пережил реставрацию и принял тот облик, который мы видим сегодня. Внутри же он интересен произведениями Франциско де Костелло и фресками Рафаэля.

Церковь Санта-Мария-дель-Сакро-Куоре, название которой переводится как «Наша леди Святого Сердца»

Церковь Санта-Мария-дель-Сакро-Куоре, название которой переводится как «Наша леди Святого Сердца»

Среди интересных зданий на Пьяцца Навона также можно выделить Палаццо де Купис и Палаццо Торрес Ланчелотти — оба построены в 16 столетии. Они не столь величественны, по сравнению со своими знаменитыми соседями, но тоже заслуживают внимания и вносят свой вклад в изысканный архитектурный ансамбль.

Интересные факты

  • Церковь Святой Агнессы связана с одной старинной легендой. Считается, что к девушке-христианке, давшей обет безбрачия, посватался сам римский префект, но она отказала ему. Более того, Агнесса не захотела предать свою веру, что в те времена было совсем уж непростительно. Девушку в наказание отправили в бордель, раздев догола. Но, согласно легенде, она скрыла наготу быстро отросшими волосами, а все мужчины, которые пытались войти в ее комнату, теряли свою мужскую силу. В итоге Агнессу объявили колдуньей и решили сжечь, однако костер так и не разгорелся, поэтому умерла она от меча солдата.

Мученичество святой Агнессы, картина Висенте Хуанеса Масипа, 1540-1545 годы, Музей Прадо, Мадрид

Мученичество святой Агнессы, картина Висенте Хуанеса Масипа, 1540-1545 годы, Музей Прадо, Мадрид

  • На площади Навона около Палаццо Браски и сегодня можно увидеть одну из так называемых «говорящих статуй», у подножья которых клеили анонимные листовки с памфлетами, эпиграммами и т.д. Статуя Пасквино (Pasquino) датируется 2 веком до нашей эры, она была найдена в 1501 году во время дорожных работ у Палаццо Орсини. Начиная уже с середины 16-го столетия, подножье этой скульптуры стало местом для выражения «народного гласа», политической агитации, анонимных обвинений и протестов против властей.

Название статуи происходит от имени римского башмачника Пасквино (Pasquino, 15 век) — автора едких эпиграмм на высокопоставленных лиц

Название статуи происходит от имени римского башмачника Пасквино (Pasquino, 15 век) — автора едких эпиграмм на высокопоставленных лиц

  • В 17 и 18 веках фонтаны на Пьяцца Навона помогали римлянам бороться с летней жарой. В разгар лета их каменные чаши переполняли водой, чтобы она выливалась на плиты мостовой и создавала прохладу. Впрочем, сегодня фонтаны пусть и не заливают улицы, но все же выполняют похожую функцию — дают небольшой отдых от зноя.

Пьяцца Навона под водой, итальянский художник Антонио Джоли, 18 век

Пьяцца Навона под водой, итальянский художник Антонио Джоли, 18 век

Полезные советы

  • Пьяцца Навона — очень оживленное место, где днем и ночью можно увидеть толпы туристов. Здесь до позднего вечера выступают артисты и музыканты, работают уличные торговцы, и стоит помнить, что такая обстановка всегда привлекает воров-карманников.
  • Эту красивую площадь можно включить в маршрут прогулки в качестве места для отдыха — по всему ее периметру расположены рестораны и кафе, есть и точки с едой на вынос. Словом, здесь удобно перекусить, полюбоваться достопримечательностями и набраться сил для дальнейших экскурсий.
  • Едва ли не единственное время, когда фонтаны и дворцы можно сфотографировать в их полном великолепии, без людей — это раннее утро. Часов в 7 утра ни туристов, ни местных жителей здесь еще нет.

Пустынная Палаццо Навона в утренние часы

Пустынная Палаццо Навона в утренние часы

Виртуальная экскурсия по Пьяцца Навона

Куда бы вы ни направлялись во время экскурсии по Риму, так или иначе Пьяцца Навона будет по пути, ведь это самый центр города. Но даже если она лежит в стороне от основного маршрута, сюда обязательно стоит заглянуть. Ценители прекрасного смогут полюбоваться шедеврами великих соперников — Борромини и Бернини. Поклонников Дэна Брауна заинтересует Фонтан четырех рек, в котором по сюжету «Ангелов и Демонов» утопили кардинала, а мистики захотят пройтись по площади Навона в темноте и увидеть призрак Олимпии Памфили. По легенде, эта дама иногда является к своему дворцу в карете с четверкой лошадей. Туристы же, настроенные просто полюбоваться интересными местами Рима, могут отсюда легко попасть в Крипту Бальби (всего 10 минут пешком), на Капитолийскую площадь или к Римскому форуму.

Визитная карточка

Курс валюты

Последнее обновление курса 12.12.2019 в 12:00

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: