История
Древнеримская площадь Навона была основана в виде стадиона еще Гаем Юлием Цезарем, который за 46 лет до наступления нашей эры создал вместе со своим форумом и площадку для соревнований атлетов.

Реконструкция стадиона, построенного в 86 году нашей эры для соревнований по легкой атлетике
Прошло чуть более столетия, и римский император Домициан решил перестроить стадион, расширить его и украсить в греческом стиле. В то время это было роскошное сооружение в два этажа, где на первом ярусе располагались многочисленные лавки, питейные заведения и бордели.

Изображение древнего стадиона Домициана (как он выглядел в период своего расцвета), гравюра 1613 года
Интересно: о том, какой была Пьяцца Навона во времена Древнего Рима, можно узнать по рисунку на старинной монете — сестерции, отчеканенном при императоре Септимии Севере.

Сестерций Траяна с изображением площади, 2-й век нашей эры
Само название Навона произошло от древнеримского «campus agonis», что переводится примерно как «площадка для состязаний». Позже это словосочетание сократилось до «n’agone», а ближе к Средневековью площадь стали называть попросту Navona. К тому времени на этом месте уже давно не проводились соревнования, однако часто проходили ярмарки, карнавальные шествия и турниры.

Соревнования рыцарей на площади в эпоху Средневековья, Джованни Ферри, 1634 год
В самом начале 12-го века здесь появилась первая церковь. Ее возвели на месте борделя, куда по преданию отправили святую Агнессу за отказ принести жертву языческим богам. Храм, посвященный этой христианской мученице, есть и сегодня, хотя после многочисленных перестроек он, конечно, мало чем напоминает древнюю базилику.

Пьяцца Навона перед реконструкцией папы Иннокентия X, 1625 год
С 1470 года Пьяцца Навона начала застраиваться дворцами. Все началось с покупки нескольких домов знатным римлянином Антонио Памфили, а через пару столетий его потомки превратили это место в один из красивейших уголков Рима. Немалая заслуга здесь принадлежит донне Олимпии — жене брата Джованни Памфили, известного как папа Иннокентий Х. Согласно легенде она же была и любовницей понтифика, поэтому имела на него огромное влияние. Как бы там ни было, именно в те времена появился роскошный Палаццо Памфили и Фонтан четырех рек, а также была перестроена белоснежная церковь Святой Агнессы.

Площадь Навона, картина голландского художника Каспера ван Виттеля, 1699 год, из коллекции Музея Тиссена-Борнемисы в Мадриде
Но свой окончательный облик Пьяцца Навона приобрела лишь в 19 веке, когда отсюда переместили рынок и обновили два прекрасных фонтана — Мавра и Нептуна. Сегодня же это традиционное место встреч для влюбленных, любимый уголок для самих римлян и одна из популярных точек сбора туристических групп. А по вечерам здесь в любое время года собираются уличные художники, фокусники и музыканты.

Фото площади на почтовой открытке 19 века
Как добраться до площади Пьяцца Навона
Одна из самых живописных площадей Рима находится в районе Парионе (Parione) — это старый город, где сосредоточены лучшие достопримечательности. Отсюда можно за 15-20 минут самостоятельно дойти до Колизея, Римского форума и Большого цирка.
Как добраться от вокзала Термини:
Точный адрес: Piazza Navona, 00186 Roma RM, Италия.
-
Вариант 1
Автобус:от Roma Termini маршрутом №70 ехать до остановки Rinascimento или маршрутом № 40 до остановки Argentina, в пути 15 минут.
Пешком:от остановки Rinascimento идти 100 метров, от Argentina — 400 метров.
Как добраться от аэропорта Фьюмичино:
-
Вариант 1
Поезд:региональным рейсом FL1 R 22093 ехать до ж/д вокзала Roma Ostiense около 30 минут.
Автобус:от вокзала Roma Ostiense маршрутом №30 ехать до остановки Senato, в пути 16 минут.
Пешком:от остановки Senato идти 60 метров.
Также из аэропорта до площади Навона можно добраться через ж/д вокзал Roma Termini, куда ходит несколько региональных поездов и экспресс «Леонардо».
Неподалеку от площади расположены остановки автобусов № 30, 81, 87, 492, 628, С3 и других. Ближайшая станция метро Spagna расположена на расстоянии 1,2 километра.
Пьяцца Навона на карте
Что посмотреть
Вытянутая в форме овала Пьяцца Навона окружена дворцами и старинными храмами, каждый из которых отражает свою эпоху. Здесь заметны следы античных времен, затейливая архитектура в стиле барокко, элегантные линии ренессанса и постройки не такого уж далекого 19-го века. Центр отмечен Фонтаном четырех рек с высоким Египетским обелиском, а по обеим сторонам симметрично расположены фонтаны Мавра и Нептуна. Это место, где можно бесплатно увидеть шедевры великих итальянских мастеров эпохи позднего Возрождения и Барокко.

Панорамное фото Площади Навона, одной из самых больших и красивых площадей Рима
Интересно: архитектурный ансамбль Пьяцца Навона — свидетельство долгого и азартного соперничества двух скульпторов — Франческо Борромини и Джованни Бернини. Они оба работали над ее достопримечательностями, и каждый старался превзойти конкурента.
Фонтаны площади Навона:
- Фонтан четырех рек — по мнению многих, это одно из лучших произведений великого Бернини. Хотя мастеру стоило больших усилий получить данный заказ. Началось все с того, что папа Иннокентий X объявил конкурс на лучшую идею по благоустройству площади перед дворцом Памфили, но Бернини к тому моменту имел такую репутацию, что не мог участвовать в соревновании. Однако он все равно сделал проект и умудрился представить его папе. Понтифик был так поражен композицией с 4-мя речными богами, что без раздумий отдал мастеру заказ. Интересно, что со времен своей постройки в 1648 году и до наших дней этот фонтан наполняется водой из древнеримского акведука Аква Вирго, благодаря которому существуют и два других знаменитых фонтана — Треви и Баркаччо.

Фонтан четырех рек, расположенный по центру площади, напротив базилики Святой Агнессы, над фасадом которой работал архитектор Борромини — давний противник Бернини
- Фонтан Мавра — композиция в южной части Пьяцца Навона. Изначально она появилась в 1576 году и представляла собой каменную чашу с 4-мя тритонами руки архитектора Джакомо дела Порта. Однако при перестройке площади в 17 веке к этой достопримечательности тоже приложил руку Бернини, он-то и создал центральную фигуру Мавра с дельфином.

Фонтан Мавра, реконструированный в 1651 году скульптором Джованни Антонио Мари по проекту великого Бернини
- Фонтан Нептуна — еще одна скульптурная композиция, но уже в северной половине Пьяцца Навона. Каменная чаша фонтана появилась в 1574 году, и долгое время она была просто источником, откуда римляне брали воду для своих нужд. Лишь в 19 столетии, когда эта функция чаши стала неактуальна, было принято решение ее облагородить. Вот так здесь и появилось каменное изваяние Нептуна, борющегося с осьминогом.

Фонтан Нептуна, спроектированный Джакомо делла Порта по заказу папы Григория XIII в 1574 году и украшенный скульптурами в 1878 году Антонио Дэлла Битта и Грегорио Дзаппала
Дворцы и церкви
- Палаццо Памфили — красивый барочный дворец, построенный в качестве подарка папы Иннокентия X донне Олимпии. Внешним оформлением палаццо занимался один из лучших римских мастеров Джироламо Райнальди. Ему же изначально поручили построить и расположенную рядом церковь Святой Агнессы, однако в итоге понтифик отказался от услуг мастера, поручив это важное дело более известному Франческо Борромини.

Великолепный Дворец Памфили в стиле барокко, построенный в период с 1644 по 1650 годы
- Церковь Святой Агнессы — белоснежная и величественная, как настоящий замок, базилика Сант-Аньезе-ин-Агоне (Sant Agnese in Agone) имеет очень необычную историю. Этот храм находится на месте древнеримского борделя, известного тем, что в него когда-то сослали христианскую мученицу Агнессу. С приходом христианства в Рим здесь построили часовню, а в 17 веке во время реконструкции Навоны она превратилась в изысканную базилику, над оформлением которой работал Борромини. Между прочим, в церкви до сих пор хранятся мощи святой, что привлекает сюда не только туристов, но и паломников.

Фасад базилики Святой Агнессы, находящейся по центру западной стороны площади
- Палаццо Браски — еще один дворец, имеющий прямое отношение к папским владениям, однако в этот раз речь идет о Пие VI (или Джованни Браски), жившем в 18 веке. Влиятельная семья Браски выкупила старинный дом на площади Навона, чтобы превратить его в роскошный палаццо. Но этим планам помешало вторжение Наполеона, и осуществить их удалось лишь в 1802-1804 году. Сегодня здание принадлежит государству, в нем располагается Музей Рима. Несмотря на огромное количество экспонатов, главным украшением интерьера здесь по-прежнему остается величественная лестница начала 19-го века, созданная по мотивам «Илиады».

Тыльная сторона Дворца Браски, обращенная к площади, и монументальная лестница с 18 колоннами из красного гранита
- Церковь Санта-Мария-дель-Сакро-Куоре — относительно небольшой и не слишком заметный храм со строгим, лаконичным фасадом. Построенное в 12 веке, это здание так хорошо сохранилась благодаря тому, что здесь долгое время находилось представительство испанской церкви. В 19 столетии храм пережил реставрацию и принял тот облик, который мы видим сегодня. Внутри же он интересен произведениями Франциско де Костелло и фресками Рафаэля.

Церковь Санта-Мария-дель-Сакро-Куоре, название которой переводится как «Наша леди Святого Сердца»
Среди интересных зданий на Пьяцца Навона также можно выделить Палаццо де Купис и Палаццо Торрес Ланчелотти — оба построены в 16 столетии. Они не столь величественны, по сравнению со своими знаменитыми соседями, но тоже заслуживают внимания и вносят свой вклад в изысканный архитектурный ансамбль.
data-max-width="100%" data-ratio="1.8">
- Фасад Дворца де Купис, строительство которого было начато в 1450 году
- Палаццо Торрес Ланчелотти, построенный в 1552 году для архиепископа из Малаги по проекту архитектора Пирро Лигорио