Медный всадник в Санкт-Петербурге

Самый известный памятник Санкт-Петербурга, многократно увековеченный художниками и поэтами. Символ Северной столицы и ее основателя — царя-реформатора, который, по словам поэта, «Россию поднял на дыбы». Впрочем, знаменитый Медный всадник не нуждается в особых представлениях, ведь эту полную жизни статую на Сенатской площади знает каждый россиянин. За века своего существования она обросла множеством легенд, хотя и сама история ее возникновения — живая легенда.

Медный всадник

Медный всадник

История

Идея установки масштабного памятника Петру I принадлежала известному дипломату 18-го века Дмитрию Голицыну и самой императрице Екатерине II. Вдохновил же их на это не кто иной, как французский философ Дидро, с которым императрица состояла в переписке. Для воплощения замысла в 1766 году из Парижа пригласили скульптора Этьена Фальконе, хоть и не имевшего прежде дела с высокими монументами, но прославившегося рядом живых небанальных работ.

Этьен Фальконе известен многими своими работами. Одна из самых популярных называется "Милон Кротонский"

Этьен Фальконе известен многими своими работами. Одна из самых популярных называется «Милон Кротонский»

Под мастерскую для создания макета Медного всадника выделили помещения Зимнего дворца, а помощником французскому мастеру стал архитектор Юрий Фельтен, до того уже работавший с другой знаменитостью — Растрелли. Курировал проект руководитель Академии художеств Андрей Бецкий, хотя Фальконе все вопросы предпочитал решать непосредственно с императрицей. В этом и лежал корень будущих проблем — считается, что Бецкий с самого начала почувствовал себя ущемленным из-за того, что автор статуи отказался обсуждать с ним свою работу.

Андрей Бецкий был назначен куратором проекта по созданию памятника, но имел разногласия и конфликты с архитектором

Андрей Бецкий был назначен куратором проекта по созданию памятника, но имел разногласия и конфликты с архитектором

Впрочем, у Бецкого была своя не менее сложная задача: доставить в Санкт-Петербург огромную гранитную глыбу, найденную в селе Конная Лахта примерно в 15 км. от места установки Медного всадника. Ее транспортировка заняла почти год и потребовала строительства специального судна, которое доставило будущий постамент по реке.

Глыба, предназначенная для будущего памятника, называлась "Гром камень" и о его перевозке была написана не одна картина

Глыба, предназначенная для будущего памятника, называлась «Гром камень» и о его перевозке была написана не одна картина

В 1769 году Фальконе представил Екатерине II гипсовую модель скульптуры. И пусть она мало походила на то, что хотела видеть императрица, мастер все же приступил к отливке. Однако с этим возникла проблема: скульптор не решился сам отливать памятник, а опытные литейщики отказались от столь сложной задачи. Ведь чтобы сохранить равновесие, нужно было сделать переднюю часть монумента предельно тонкой и легкой. В результате Фальконе помогал русский мастер-пушечник Емельян Хайлов, который не только освоил технику литья, но как-то раз даже спас незавершенную статую во время пожара.

Емельян Хайлов продумал как лучше отлить фигуру Петра, и специально обучился этому мастерству для реализации задуманного

Емельян Хайлов продумал как лучше отлить фигуру Петра, и специально обучился этому мастерству для реализации задуманного

К моменту окончания работ отношения Фальконе и директора Академии художеств А. Бецкого окончательно испортились, и в их противостоянии императорский двор принял сторону последнего. Оскорбленный скульптор уехал во Францию, так и не увидев свое творение во всей красе. Установил же монумент российский архитектор Федор Гордеев, который занимался и лепкой змеи под ногами Медного всадника.

Медный всадник в Санкт-Петербурге, 17 век

Медный всадник в Санкт-Петербурге, 17 век

Торжественное открытие состоялось в августе 1782 года. С тех пор скульптура пережила две реставрации в 1906 и 1976 годах и две мировые войны.

Винтажное фото 1968 года. У Медного всадника всегда достаточно посетителей, среди которых и жители города, и туристы

Винтажное фото 1968 года. У Медного всадника всегда достаточно посетителей, среди которых и жители города, и туристы

Интересно: Фальконе трижды пытался вылепить голову Петра I, но каждый слепок не встречал одобрения императрицы. В результате эту часть статуи создала юная ученица мастера — 17-летняя  Мари-Анн Колло. Считается, что в своей работе она руководствовалась посмертной маской Петра.

Как добраться до памятника Медный всадник

Монумент, ставший одним из главных символов города, находится на Сенатской площади в историческом центре. Это место, через которое проходят все экскурсии, но в тоже время здесь легко самостоятельно организовать интересную прогулку.

Точный адрес: Сенатская пл., Санкт-Петербург, 190000

Как добраться от аэропорта Пулково:

  • Вариант 1

    Автобус:маршрутом №39 или 39Э ехать до ст. метро Московской около 30 минут.

    Автобус:пересесть на маршрут №3 и ехать до Конногвардейского бульвара 55 минут.

    Пешком:300 метров.

Как добраться от Московского вокзала:

  • Вариант 1

    Метро:по красной ветке 1 ехать от ст. Площадь Восстания до Пушкинской две остановки.

    Метро:на ст. Пушкинская пересесть на фиолетовую ветку 5 и ехать до ст. Адмиралтейской две остановки.

    Пешком:через Александровский сад 900 м.

  • Вариант 2

    Автобус:маршрутом №3 ехать от площади Восстания рядом с вокзалом до Конногвардейского бульвара, дорога займет 15 минут.

    Пешком:300 метров.

  • Вариант 3

    Автобус:маршрутами №5 или №22 с площади Восстания добраться до Почтамтского переулка. В пути 10 минут.

    Пешком:500 метров.

Медный всадник на карте

Что посмотреть

Конная статуя высотой 5,35 м. на каменном 5-метровом постаменте по замыслу Фальконе обращена лицом к Неве. Интересно, что императрица видела памятник несколько иначе — она хотела установить его в центре площади, а саму фигуру Петра I изобразить торжественно и важно, с царским скипетром в руке. Философ Дидро, подавший идею памятника, и вовсе предлагал поместить скульптуру в большой фонтан, окружив ее фигурами-аллегориями.

По замыслу архитектора величественная фигура Петра должна быть обращена к Неве

По замыслу архитектора величественная фигура Петра должна быть обращена к Неве

Но Фальконе решил иначе, настояв на своей точке зрения. По собственному утверждению скульптора, Петр изображен не как император или полководец, а прежде всего как личность. Именно поэтому Медный всадник на вздыбленном коне с самого края скалы простирает руку над появившейся из болот столицей — это символизирует преодоление трудностей, неукротимую волю и победу человеческого разума над дикой природой. Символично и расположение у Адмиралтейства лицом к Неве, ведь именно Петр стал родоначальником российского флота.

Фигуру Медного всадника расположили на вздыбленного коня, а сам император простирает руку над столицей

Фигуру Медного всадника расположили на вздыбленного коня, а сам император простирает руку над столицей

На постаменте можно увидеть надпись, оставленную по указу императрицы: «Петру Первому Екатерина Вторая». Таким образом Екатерина хотела подчеркнуть не только особое уважение к предшественнику на престоле, но и преемственность царской власти. О Фальконе же не оставили упоминаний, но он сам отметил свое авторство на памятнике в виде надписи на складке плаща Петра.

Фото надписи от Екатерины Второй для Медного всадника

Фото надписи от Екатерины Второй для Медного всадника

Интересно: на самом деле Медный всадник имеет мало отношения к меди, ведь он сделан из другого материала — бронзы. Но это народное название появилось  благодаря А.С. Пушкину, который написал одноименную поэму, после чего новое имя статуи стало общепринятым.

Одной из особенностей монумента является тот факт, что огромная тяжелая статуя (общий вес около 8 тонн) балансирует всего на двух точках опоры, причем расположенных далеко не в центре. Долгое время считалось, что таких точек три — задние ноги и длинный хвост коня. Однако при исследовании гамма-лучами в 1976 году оказалось, что хвост не несет никакой нагрузки, равно как и змея под копытами лошади. Эти элементы были созданы лишь для того, чтобы снизить парусность и сделать композицию более устойчивой под порывами ветра.

Одной из важных особенностей памятника является то, что монумент весом в 8 тонн балансирует на двух точках опоры, расположенных далеко не в центре

Одной из важных особенностей памятника является то, что монумент весом в 8 тонн балансирует на двух точках опоры, расположенных далеко не в центре

Особенности Медного всадника:

  • Если увеличить фото монумента и рассмотреть глаза Петра 1, легко заметить, что его зрачки имеют очертания сердец. По этому поводу есть две версии. Возможно, Мари-Анн Колло хотела таким образом подчеркнуть, что император смотрит на Россию и на Санкт-Петербург любящим взором. Но, быть может, она попросту хотела признаться в собственной любви к Фальконе (считается, что Мари-Анн была его любовницей).
Зрачки Петра изображены в виде сердец по замыслу Мари-Анн Колло

Зрачки Петра изображены в виде сердец по замыслу Мари-Анн Колло

  • Петр сидит на коне без стремян и без седла, вместо которого использована звериная шкура. Более того, на российском императоре — древнеримская тога и сандалии, а вместо традиционной в 18-м веке шпаги либо сабли у него на поясе меч. Все эти детали дали повод к многочисленным легендам, одна из которых гласит, что скульптура и вовсе является античной, найденной при раскопках и слегка переделанной Фальконе.
Детали фигуры и одежды Петра дали повод для возникновения множества легенд о происхождении памятника

Детали фигуры и одежды Петра дали повод для возникновения множества легенд о происхождении памятника

  • Рука царя указывает в направлении Швеции — извечного противника России в ту эпоху. Считается, что это не случайность. Забавно, но в Стокгольме есть своего рода «ответ» в виде памятника Карлу XII, который простирает руку в сторону России.
Конкурентом Медного всадника стала фигура Карла XII, установленного в Стокгольме. Тот в свою очередь простирает руку в сторону России

Конкурентом Медного всадника стала фигура Карла XII, установленного в Стокгольме. Тот в свою очередь простирает руку в сторону России

Медный всадник гармонично вписывается в архитектуру Сенатской площади с классическими зданиями Сената (Конституционного Суда РФ) и Синода (Президентской библиотеки). Позади статуи виднеется купол Исаакиевского собора над верхушками деревьев Александровского сада. Впереди же Адмиралтейская набережная и гладь Невы.

Позади Медного всадника. за верхушками деревьев, можно увидеть купол Исаакиевского собора

Позади Медного всадника. за верхушками деревьев, можно увидеть купол Исаакиевского собора

Вокруг памятника сегодня есть небольшая природная ограда из кустарника, и она также является частью истории. Дело в том, что Фальконе был решительно против каких-либо оград — по его мнению, это противоречило бурному необузданному нраву Петра. Но Екатерина II имела другую точку зрения и ограждение все-таки появилось. Позже оно было снесено, однако для защиты от вандалов, которые то и дело стремятся написать что-нибудь на постаменте, символический «заборчик» было решено вернуть.

Медный всадник в Санкт-Петербурге — вид сверху

Медный всадник в Санкт-Петербурге — вид сверху

Интересные факты

  • Фигура на вздыбленном коне в древнеримских одеяниях есть не только в Санкт-Петербурге. Несколькими годами ранее похожая статуя появилась в Дрездене и стала известна как «Золотой всадник». Это памятник курфюрсту Саксонии Августу II, созданный Людвигом Видеманном. Возможно, он был известен Этьену Фальконе.
  • На ранних изображениях Медного всадника (картины В. Сурикова и Н. Воробьева) постамент почему-то выполнен без надписи. Каменная глыба  чиста, на ней не написано ровным счетом ничего. Как и одежда статуи, это дало повод к многочисленным слухам о фальсификации истории памятника и о его античных корнях.
  • Во время войны 1812 года из Санкт-Петербурга были вывезены многие ценности, чтобы избежать их захвата французами. Такое решение хотели принять и относительно статуи Петра Великого, хотя переправить ее в безопасное место — непростая задача. Но в это время некий майор Батурин рассказал князю Голицыну о своем видении: майору несколько раз снился оживший монумент, который утверждал, что пока он на месте — городу ничего не грозит. И скульптуру решили оставить.
  • Считается, что Петр I приходил в виде призрака и к сыну императрицы Екатерины — Павлу Петровичу, будущему царю. Причем это случилось еще до того, как в Петербурге появился Медный всадник. Якобы однажды вечером Павел заметил, что рядом с ним идет таинственная темная фигура, хотя окружающие ее не видели. Призрак обогнал будущего императора, как бы ведя за собой до Сенатской площади. Там Петр указал на место установки памятника и заявил, что в следующий раз его увидят здесь. Об этой истории есть упоминание в мемуарах современницы Павла Петровича, баронессы фон Оберкирх.
  • Каменная глыба, которая выступает в роли постамента для Медного всадника, имеет собственное название — Гром-камень. Считается, что этот кусок скалы был в незапамятные времена отколот молнией, отсюда и появилось такое имя. Интересно, что после его извлечения для транспортировки в Петербург на том месте образовалась впадина, быстро заполнившаяся водой. Водоем назвали Петровским прудом, и сегодня он относится к охраняемым законом историческим объектам.
Если остаться у памятника до темноты, то можно увидеть красивое освещение и знаменитые питерские мосты

Если остаться у памятника до темноты, то можно увидеть красивое освещение и знаменитые питерские мосты

Полезные советы

  • Самые интересные фото монумента можно получить, если делать снимок снизу вверх на фоне заката или просто облачного, пасмурного неба. В таком случае конная статуя выглядит особенно грозно.
  • Неподалеку на Адмиралтейской набережной есть еще одна интересная фигура Петра — «Царь-плотник». На самом деле это копия скульптуры, установленной в голландском городе Заандам. Но самое интересное, что голландская статуя является в свою очередь копией уже утраченного российского памятника.
  • Вблизи монумента, как и во многих других туристических местах Санкт-Петербурга, стоит опасаться мошенников и назойливых аниматоров в исторических костюмах или в виде ростовых кукол. Как правило, они предлагают туристам сфотографироваться, а после начинают вымогать за фотосъемку неоправданно высокую сумму.
Панорама Медного всадника в Санкт-Петербурге
Медный всадник в Санкт-Петербурге на видео

От Медного всадника всего за 15-20 минут можно пешком дойти к другим «петровским» местам — на Васильевский остров к его красивейшей Стрелке, древней Петропавловской крепости и Кунсткамере. Эти объекты буквально пропитаны духом Петра. Намного ближе находится Адмиралтейство и Александровский сад с роскошным фонтаном — хорошее место для прогулок, отдыха от экскурсий и обеда, ведь сразу за Адмиралтейским проспектом есть множество кафе. В самом же саду можно найти бюсты Гоголя, Лермонтова, Жуковского, ученого-естествоиспытателя Пржевальского и др. Кстати, у бюста Пржевальского есть большая фигура верблюда, которая особенно интересна для детей.

Визитная карточка

Курс валюты

Последнее обновление курса 30.03.2020 в 06:00

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: